Волковысский педколледж
 
 
Добро пожаловать!
Волковысский колледж УО "Гродненский государственный университет им. Я.Купалы"

Классификация

Одна из специфических особенностей человеческого вида заключается в его стремлении классифицировать и систематизировать все вокруг. Даже самого себя человек не пощадил: он бывает астеником и атлетом, меланхоликом и сангвиником, шизоидом и циклоидом, логическим и чувственным. Классификаций так много, что Земля не сойдет с орбиты, если я предложу еще одну. У меня давно назрела мысль классифицировать учителей по степени их правильности.
В первую категорию отнесем самых правильных и самых безупречных. Это они своевременно пишут все бумаги, это у них папки в шкафу систематизированы по разделам, это их работа до последнего отпечатка пальца соответствует нормативной базе. Они добросовестно посещают все собрания, семинары и методические объединения, и при этом каким-то чудом умудряются выполнять учебный план. Они тонко чувствуют, в каком месте нужно сказать «это разумно», а в каком — «это наше упущение». Они без транспортира умеют наклонить голову на нужный угол, в нужном направлении и в нужный момент. Но самая завидная их черта — это способность находить в законодательстве те места, которые делают их невиновными, даже если вина эта очевидна.
Ко второй категории отнесем тех их коллег, которые вечно не успевают вовремя сдать какой-нибудь документ или вовремя прибыть на какое-нибудь собрание. И не по злому умыслу все это. Просто, всякий раз мешают … … … дети. В первую очередь эти люди думают о детях, о долге, об ответственности, а лишь потом — о работе. Потому так и получается всю жизнь. Они бы и рады посидеть, поговорить, заполнить какую-нибудь таблицу, потягивая кофе. Но, как назло, то детей одних не оставишь, то нужно отвечать на их «глупые» вопросы, то разрешать их «пустые» конфликты. Бывает, что и с родителями много времени «напрасно» теряется. И никак из этой ямы не выбраться. Видимо, судьбой так предначертано.
В самом деле, предначертано или так постепенно складывается с годами? Долго я не мог ответить на этот вопрос, пока не решил примерить свою классификацию к студентам-практикантам. Ведь у них еще ничего не успело сложиться с годами. И снова я отправился в ту же гимназию, где был вчера. Снова увидел ту же группу и того же руководителя. И снова там была вчерашняя загадочная девушка с космическим взглядом. Оказалось, что как раз сегодня настал ее черед проводить воспитательное мероприятие. «Тем лучше, — подумал я, — будет хорошая возможность разобраться со своей классификацией и, может быть, заодно причина ее загадочности раскроется».
С первых же минут пропало ощущение урока в его традиционном понимании. И, вроде бы, все было, как обычно. Все было, как у всех. Были ученики, был учитель, была определенная работа с обеих сторон. Не было только барьера и напряженности. Но и беспорядка тоже не было. Была полная открытость и доверие у каждого и к каждому. Было ощущение, что все присутствующие — члены оной семьи, а в этот класс просто заглянули на 45 минут. Время так быстро пролетело, что я совсем забыл про свою классификацию, растворившись в атмосфере всеобщего родства. Когда звонок вывел меня из оцепенения, я понял, что на свой вопрос так и не ответил. Вернее, не пытался на него отвечать, поскольку поглощен был другим, словно ученик, для которого все это проводилось.
Собирая воедино все свои впечатления, пытаюсь хоть теперь вспомнить, какие черты Анны позволили бы отнести ее в одну из моих категорий. Ну, во-первых, она была одновременно везде. Она смотрела на класс с расстояния, она была у доски, она была у стола, она была у каждой парты, — и все это одновременно! Именно такое ощущение было тогда. Она заполняла собой все пространство! Широко раскрытые глаза были предоставлены каждому и тоже одновременно! Никто не выкрикивал: «Выслушайте меня! Я хочу сказать!» Все осознавали, что их учительница всегда рядом с каждым и слышит каждого. Неиссякаемый поток энергии струился от нее, способный расшевелить даже самого медлительного ученика. И ни одного упрека, ни одного замечания, ни одной обиды. Лишь одно сплошное горение, которое зажгло других. Думала ли она в это время о мониторинге, скрининге и портфолио? На столе лежали какие-то папки, однако глаза Анны беспрестанно мониторили детские души и ни к каким папкам не обращались. А когда случилось маленькое замешательство, то преодолеть его помогли те самые дети, которым она посвятила себя эти 45 минут.
Мне почему-то расхотелось соотносить личность этой практикантки со своей «теорией правильности». Кем бы ни стала Анна Викторовна Бруйло — переводчиком, учителем, психологом, — она, мне так кажется, «правильной» до конца быть не сможет. Потому что главная ценность для нее — люди. А откуда это берется — от рождения, от воспитания, от учебы, от работы — сегодня для меня стало не очень важным.

Ю.Н.Загреба, преподаватель информационных технологий


«Примерочная»

Когда мы совершаем шоппинг и покупаем одежду, то нам предоставляется возможность эту одежду примерить. И не только с целью прикинуть — тесно-свободно, криво-ровно, но и детально исследовать себя с помощью зеркала и специально прихваченных экспертов-знакомых. В нашем распоряжении примерочная кабинка, где мы сколь угодно долго можем вживаться в свой новый образ и никто не вправе нас торопить, понимая, что без тщательной примерки наш шоппинг может обернуться потерей кровно заработанных денег.
А если мы выбираем не одежду на сезон, а профессию на всю жизнь? Чем тогда мы рискуем? В какую сумму кровно заработанных можно «это» пересчитать? Или «это» не подлежит материальным оценкам? Если речь идет о профессии на всю жизнь, то не саму ли жизнь мы ставим на карту, выбирая профессию, по сути дела, вслепую? Решение поступать-не поступать принимается зачастую на основании среднего балла, географических соображений, а то и вовсе не своим умом и сердцем. А что если потом окажется тесно и криво? Какая примерочная кабина нужна здесь и как долго эту примерку следует производить? Кто будет сторонним экспертом? Вдумчивому молодому человеку впору растеряться, задавшись такими вопросами…
К счастью, во всех учебных заведениях такая «примерка» предусмотрена давно и не нами, порою даже многократно. Не исключение и наш колледж. Сразу же после каникул у многих студентов началась практика, у кого уже преддипломная, а у кого — самая первая. О них сегодня и пойдет речь.
Свою первую в жизни педагогическую практику проходят студенты группы 1В11 иностранного отделения. Мне уже приходилось иметь дело с их профессионализмом, ответственностью и целеустремленностью в стенах колледжа, хотя в этой группе никаких дисциплин я не преподаю. Однако впечатления от некоторых студентов остались настолько яркими, что мне очень захотелось понаблюдать за ними на их будущем рабочем месте, т.е. в роли учителей. Конечно, на первой практике уроки не проводятся. Но и одного воспитательного мероприятия может оказаться достаточным, чтобы разочароваться в выбранной профессии раз и навсегда. И вот я отправился в гимназию №1, где и должна проходить «первая примерка».
До времени «Ч» оставалось минут 30, и я не рассчитывал увидеть кого-либо так рано. Ну, разве что серьезную и ответственную Ирину Емельянчик, — только и успел подумать я, как тут же услышал знакомый голос. Мы поднялись на третий этаж, поближе к тому классу, где должно состояться «педагогическое крещение» Ирины. Я хотел задать ей несколько вопросов, однако, глядя на разложенные бумаги и устремленный туда озабоченный взгляд, понял, что лучшая моя помощь сейчас — это молчание. Вскоре начали появляться и другие практикантки. Кое-кто уже прошел через свое первое испытание, и можно было расспрашивать о впечатлениях. Например, Катя Кудзоева нисколько не разочаровалась в профессии. И мероприятие прошло вполне успешно, и волнения почти не было, и ученики встретили хорошо. Вот только предварительная подготовка…. Ох, уж эта подготовка! А если каждый день? И так всю жизнь?
— Нет, нисколько не разочаровалась! Подготовка — это само собой. Вот только по поводу детей опасения были. Но, к счастью, они развеялись. Я поняла, что это мое!
Рядом стоит девушка с умным, проницательным взглядом. Она обладает каким-то Вселенско-космическим шармом. Он нее веет спокойствием и мудростью, что не очень типично для такого возраста. Невольно возникает ощущение, что Аня Бруйло живет на Земле не первый раз и в прошлой жизни точно была педагогом. Возможно, великим….
— Нет, я еще ничего не проводила. Завтра буду проводить. Нет, не волнуюсь совершенно. Дети? Да мы давно перезнакомились! Они уже бегут ко мне! Мы давно с ними свои. Я с трудом представляю, как буду без них. К счастью, будет еще практика! А потом будет работа. Тоже, к счастью!

И вот прошли все 45 минут. Не думаю, что для Ирининых учеников они показались долгими. Судя по заинтересованным лицам ребят, время пролетело быстро. И никто не устал. В том числе и присутствовавшие. И все по-доброму улыбались. Руководитель практики Елена Станиславовна Бернат, не смотря на свою серьезную должность, оказалась очень тактичным и чутким человеком, лишенным всякого казенного занудства. Все сложные моменты она умело подталкивала к их благоприятному разрешению, тем не менее, проявляя педантичность и требовательность.
Теперь можно было подойти к Ирине и поговорить подробнее. Однако снова увидев ее лицо, я понял: правду не скажет, правду знает только сама, своей правдой и будет руководствоваться. Такая она у нас — с умом, характером и волей! Не эти ли качества нужны настоящему педагогу?

Ю.Н.Загреба, преподаватель информационных технологий


 

Вернуться назад


 
Волковысский колледж УО "Гродненский государственный университет им.Я.Купалы"
Телефон:(8-01512) 6-26-88, Факс: (8-01512) 6-26-88
E-mail: vaukpedkal@tut.by
Главная || Новости || О нас || Объявления || Обратная связь || Контакты