Открытый урок по физике в группе 3-11

Открытые уроки в нашем колледже не принято проводить в театральном формате. Учащимся не требуется заучивать роли и облачаться в театральные костюмы а-ля королева «Энергия», служанка «Работа» и бабушка «Теплота». Преподавателям не нужно устраивать бесконечные репетиции и прогоны в ущерб учебному процессу. У нас никто не брызгает валериану под столы учащихся, чтобы этим «феромоном» возбудить сочувствие и сострадание всяко присутствующих к режиссёру-постановщику, проделавшему «изнурительную работу». К счастью, у нас всё не так. Открытые уроки проводятся с целью продемонстрировать наиболее удачные и продуктивные наработки, которые могут быть внедрены другими преподавателями в свою практику. Никто никого не обязывает непременно повторять увиденное. Никто не принуждает преподавателя, проводившего открытый урок, неукоснительно следовать демонстрируемому методу до конца дней своих. Скорее, это больше похоже на то, как мы, приобретя новую и полезную вещь, зовём других посмотреть и определиться, нужна она им или нет.

Кто работал в советские годы, хорошо помнит, какова была оснащённость кабинетов и лабораторий. Теперь же мы либо «донашиваем» старое оборудование, либо вынуждены обходиться без него. Новое — или дорогое, или не производится. В этой связи весьма актуальными становятся виртуальные лаборатории, благо компьютеризация учреждений образования давно вышла из детского возраста и вступила во взрослую фазу. Однако сертифицированные виртуальные лаборатории тоже не из дешёвых. Поэтому многие преподаватели по всему свету собирают различные электронные средства обучения, а некоторые даже создают их сами. Собрав достаточно большую их коллекцию, можно проводить лабораторный эксперимент в виртуальном формате частично или полностью. А поскольку те времена, когда лаборант работал в паре с преподавателем, тоже остались в прошлом, то виртуальные демонстрации оправдывают себя и в этом плане: управлять компьютером проще, чем иметь дело с реальным лабораторным оборудованием.

Сегодня я поделился опытом с коллегами, как можно организовать урок повторения и систематизации знаний, используя Flash-анимации на интерактивной доске. Поскольку на подобных уроках приходится оперировать огромным количеством учебно-демонстрационного материала, то работа будет намного оперативнее, если не отвлекаться на «винтики-железки», а просто переключаться между различными приложениями. При этом у преподавателя появляется гораздо больше возможностей для продуктивного диалога с учащимися, поскольку теперь он не занят штативами, шлангами и проводами. Да и нештатная ситуация не приведёт к травмам и выходу из строя оборудования, поскольку всё «ненастоящее».

И вот в этом месте несложно понять, почему лично я критически отношусь к таким методам обучения, не смотря на активное их использование. Пилотов и хирургов можно, конечно, обучать на компьютерных тренажёрах. Но до поры, до времени. Рано или поздно придётся перейти от «ненастоящего» к реальному. Понятно, что обучение физике в общеобразовательной школе нельзя приравнивать к обучению пилотированию или хирургии. Но, если сегодня относиться к школьной физике несерьёзно, то завтра она может стать и вовсе ненужной, вылетев в окно овертона вместе с её развивающим потенциалом. И тревожные тенденции уже видны невооружённым глазом. Вспомните слова А.Чубайса: «Если ты доцент, профессор, зав. кафедрой в профильном направлении и у тебя нет своего бизнеса, да на кой черт ты мне нужен вообще.» А вот «ихний» бизнесмен Билл Гейтс: «Если мы не хотим, чтобы Америка окончательно превратилась в страну идиотов, в страну тупиц, — мы должны покончить со всеми тестированиями, с этими итоговыми тестированиями, с этими играми бесконечными, и должны вернуться к классической фундаментальной системе образования, потому что американцы перестали быть интеллектуалами». И чтобы уж совсем было понятно, сошлюсь на высказывание главы Минобразования Великобритании Джастины Грининг. Она как-то проговорилась, что перевод средних школ Великобритании на систему образования, которая существовала в Советском Союзе, завершен. Вот так! Прямо и честно!

Ни сегодня и ни вчера затрещало наше образование, которое вывело нас в космос, открыло атомную энергию и обеспечило научными кадрами Соединённые Штаты. Проблемы начались ещё в СССР. Поздно искать сегодня виновных, потому что искать нужно выход. Я не склонен к тотальному очернению всего нового и восхвалению всего старого. Во всём есть свой смысл и своё назначение. Компьютерные технологии — не исключение. Covid-19, 20, 21 (и 22, если не будете прививаться) вынудил уходить на дистанционное обучение. Что бы мы делали без этих технологий? Судьба может принести нам самые разные испытания. Не она ли преподносит нам и возможности преодоления? Нужно только вовремя увидеть и не отмахиваться от этих подарков судьбы. Не обязательно их тут же пускать в дело, а вот распаковать и изучить будет очень даже не лишним.

Ю.Н.Загреба, преподаватель физики
Фото: Панкевич Дарья




Опубликовано 5 ноября 2021 г.



Перейти в архив всех новостей
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

ДО 85-ЛЕТИЯ КОЛЛЕДЖА:


Поиск по сайту


Последние новости
ТОП-10

Итоги конкурса профессионального мастерства «Лучший по профессии»
(28.03.2024)


Подведение итогов практики «Ознакомительная: по методике преподавания профильныых учебных предметов»
(26.03.2024)


Итоги дистанционного конкурса по изобразительному искусству
(26.03.2024)


Защита практики «Пробные уроки» в группе 3-31
(25.03.2024)


Экскурсии в музее колледжа
(24.03.2024)


Единый день открытых дверей – 2024
(24.03.2024)


Подведение итогов психолого-педагогической практики
(24.03.2024)


"Колледж собирает друзей" - вечер встречи с выпускниками
(23.03.2024)


Конкурс по изобразительному искусству в Волковысском колледже
(23.03.2024)


"Звіняць у Шавулічах званы Хатыні "
(22.03.2024)




Волковысский колледж
УО "Гродненский государственный университет им.Я.Купалы"
Телефон:(8-01512) 6-77-25, Факс: (8-01512) 5-19-03
E-mail: vk@grsu.by

© 2018. Все права защищены. Регистрационное свидетельство №4141102115 от 20.07.2011

ВЕРНУТЬСЯ НА ГЛАВНУЮ