Открытое занятие в группе 1-31 по дисциплине "Методика применения ИКТ в образовательном процессе"
В образование я пришёл в разгул «шаталовщины». Великое множество педагогов, посчитавших себя современными и прогрессивными, словно мантру повторяли магические слова «опорные сигналы», фанатично уверовав в их способность совершить революционный переворот в дидактике. Со всех уголков республики нас свозили в столичный Дворец культуры профсоюзов, чтобы автор бестселлера «Куда и как исчезли тройки» из первых уст поделился секретом, каким образом они исчезали. Но Виктор Фёдорович аргументированно убеждал всех, что по «методу Шаталова» будет работать только Шаталов, а Иванов с Петровым будут разрабатывать свои методы. Ибо книгу об исчезнувших тройках он писал собственной кровью, группы которой у всех разные. Именно с крови и начинал он свои выступления. Но, видимо, вера оказалась сильнее аргументов, потому что шаталовщина стала превращаться в пандемию с отсроченными последствиями. Когда все, наконец, осознали правоту педагога-новатора В.Ф.Шаталова по поводу чудес, но чудес по-прежнему хотелось, произошла смена религии. Новую конфессию назвали обтекаемым словом «Инновации», чтобы не было мучительно стыдно в случае её (неизбежного) провала. Ведь инновациями можно назвать любое телодвижение педагога, не похожее на предыдущее. И снова началась пандемия, потому что появился новый штамм. Его мутации порой бывали столь необычными, что заставляли учителей даже прыгать на столе в белых носках, входивших тогда в моду, или петь на уроках песни под гитару за 7 рублей 45 копеек в ценах позднего СССР. К счастью для нашего общества и его будущего, в педагогической среде нашлось немало людей с иммунитетом к иновационным эпидемиям и пониманием того, что только собственый кропотливый труд в поте лица и спины может дать тот результат, который легкомысленно обещают очередные «волшебные технологии». К таким педагогам и относится наша преподаватель информационных технологий Инна Владимировна Молчанова.
Инна Владимировна находится в том особом возрасте, когда профессиональное выгорание ещё не наступило, а опыт уже огромный. Огромный не по стажу, а по специфике работы. Ведь она трудится в стремительно развивающейся сфере, пройдя все вехи этого развития от самого начала. В сфере ИТ всё то, что является актуальным сегодня, завтра эту актуальность может потерять. И, если преподаватель другой специальности может создавать какие-то наработки на будущее и это будущее хоть как-то прогнозировать, то здесь буквально каждый день сулит тебе «инновации», к которым нужно срочно адаптироваться, а не уповать на их волшебство. Это и послужило источником богатого опыта и высочайшей квалификации И.В.Молчановой. Её зовут на помощь во всех сложных ситуациях, связанных с ИТ. Это на ней держится всё информационно-техническое обеспечение приёмной кампании. Только она может заменить программиста в случае его отсутствия. В её личном арсенале всегда найдутся любые аксессуары, внезапно понадобившиеся для какого-нибудь срочного проекта. Поэтому неудивительно, что новую дисциплину «Методика применения информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе» поручено преподавать именно ей. Ведь информационные технологии настолько прочно вошли в нашу жизнь, что работа педагога без них просто немыслима.
Я не знаю, что вынес для себя каждый присутствовавший на этом открытом занятии. Лично мне нужно было увидеть, насколько смещён акцент в сторону развития учащихся. Нынешняя содержательная часть дисциплины будет уже не вполне актуальной с приходом этих учащихся в школу. Возможно, будет и вовсе неактуальной. А вот способность самостоятельно разобраться в незнакомой ситуации актуальной будет всегда. И эта способность как нельзя лучше формируется во время практической работы, когда возникают неизбежные трудности. Чем реже конкретному учащемуся требуется помощь педагога, тем более благоприятный прогноз. Сегодняшнее занятие показало, что Инну Владимировну не «разрывали на части», ибо учащиеся уже успели накопить определённый опыт, выполнив большое и серьёзное домашнее задание. Все возникавшие при этом трудности им приходилось преодолевать самим. И это особенно ценно. Это как учиться плавать.
С выпускной группой 1-31 я хорошо знаком, поскольку преподавал у них два предыдущих года. А ещё нам вместе пришлось пережить тяготы и невзгоды дистанционного обучения, в ходе которого все учащиеся проявили свои самые лучшие качества. Не зря они оказались лучшей академической группой по итогам успеваемости на первом курсе.
Данная дисциплина является двухкомпонентной. С одной стороны, учащимся предстоит освоить техническую часть, а с другой — методический аспект использования ИКТ в школе. Двухчасовой формат занятия не позволяет «объять необъятное». Но преподаватель так распланировала учебный процесс, что на сегодняшний день учащиеся уже имели свои компьютерные наработки, поэтому можно было смело уделить основное внимание методической стороне. По части методической стороны Инна Владимировна является своего рода первопроходцем. Не зря заместитель директора по учебной работе предложила транслировать её опыт среди педагогической общественности района. Кстати, нам и карты в руки. Ведь колледж участвует в соответствующем экспериментальном проекте, о котором подробнее можно узнать на специальной странице сайта.
Хороший преподаватель в хорошей группе — это всего лишь предпосылка успеха, но никак не его гарантия. Главный закон педагогики гласит: «Чем человек занимается, тому он и научается». Если школьник или студент будет постоянно уповать на постороннюю помощь, то он научится просить. Будет самостоятельно работать, преодолевая трудности, — научится работать. Сегодняшнее занятие показало, что для большинства учащихся этой группы годы, проведённые в колледже, будут ненапрасными.
Ю.Н.Загреба, бывший преподаватель информационных технологий
Мнение автора может не совпадать с обще(вос)принятым
Опубликовано 25 октября 2021 г.
Перейти в архив всех новостей
|
ДО 85-ЛЕТИЯ КОЛЛЕДЖА:
Поиск по сайту
Последние новости
ТОП-10
|