Открытое заседание кружка «Основы эффективной коммуникации в учебном взаимодействии»
Сегодня открытое занятие проходило под слоганом «Готовимся к школе: Советы практиканту». Участники кружка прошли как раз первую практику – психолого-педагогическую. Но и они всё ещё не представляют себе всех сложностей организации эффективной коммуникации на уроках иностранного языка.
В психолого-педагогической литературе указываются следующие проблемы, с которыми сталкиваются в первую очередь молодые специалисты: управление собственным психологическим состоянием на уроке, организация собственной работы и жизни в новой роли учителя, отношения со старшими коллегами, общение с детьми, выбор адекватной позиции, взаимодействие с родителями и др.
Задача практического обучения в колледже – научить будущего учителя понимать причины возникновения такого рода трудностей и справляться с ними.
Наталья Плева охарактеризовала трудности педагогического общения, которые можно объединить в три основные группы: информационные, регуляционные, аффективные.
Начало урока – ключ к успешному проведению урока. Пословица гласит: “A good beginning is half done”. В процессе анализа организационного момента урока следует в первую очередь учитывать, в какой мере удалось овладеть классом, создать у учащихся рабочие настроение и атмосферу иностранного языка на уроке.
Практиканты в силу особенностей построения практики «Пробные уроки и занятия» почти каждый свой урок ведут в новом классе. И вот здесь срабатывает правило первого впечатления. Помните слова Коко Шанель: «У вас не будет второго шанса произвести первое впечатление»? Несмотря на свою кратковременность, начальный этап имеет нередко большое значение для всего дальнейшего хода урока иностранного языка.
Подробнее о способах проведения начального этапа урока рассказала София Борис.
Есть в структуре начального этапа один совсем небольшой по времени, но просто огромный по значимости момент – знакомство с классом / учебной группой.
Представьте себе ситуацию, когда в класс приходит группа практикантов из 8-10 человек. Каждый урок иностранного языка ведет кто-то новый из практикующейся группы. И каждый урок начинается со знакомства с классом. Обычно в учебной группе 10-14 учеников. И практиканты (все 8-10) с завидным упорством задают 10-14 раз вопрос «What's your name?» Итог – никому давно уже ничего неинтересно и практиканта не воспринимают как учителя, способного к реализации интересных приёмов обучения.
О том, как можно разнообразить процесс знакомства с классом, рассуждал в своём выступлении Никита Рыжаненков. Кстати, предложенные упражнения универсальны и применимы для любых уроков или занятий в детском саду. Просто их нужно адаптировать к возрасту учащихся.
Часто практиканты жалуются, что ученики не слушают их объяснений на уроке. Но редко кто из них указывает на самих себя в качестве причины. Они не будут смотреть внутрь себя и анализировать свою собственную практику.
Последовательность, темперамент, привлекательность, ясность, презентационные навыки, и даже опрятность являются важными факторами.
Несколько советов по преодолению этой проблемы сформулировала Дарья Матусевич.
В заключение ещё несколько советов, как расположить коллектив к себе. Необходимо выполнить следующие действия:
1. Выбрать правильную позу. Типичная ошибка если преподаватель находится в так называемой позе льва (широко расставленными руками опирается на край стола). Учащиеся сразу сковываются, бояться отвечать.
2. Информацию необходимо подавать с позиции «МЫ». Не нужно употреблять в своей речи слишком много сложных терминов. Дети не только не поймут вас, но и будут относиться недоброжелательно. Ни в коем случае нельзя употреблять такую фразу как «На 10 здесь знаю только я».
3. Установить личный контакт. Надо обращаться к ученику по имени, а не по фамилии, это делает короче психологическое расстояние. Еще один важный момент, надо иметь зрительный контакт, смотреть детям в глаза.
4. Проявлять интерес к своей работе, предмету и к ученикам.
В фильме «The Curious Case of Benjamin Button» есть фраза: «Удивительно, как порой люди, которых мы едва помним, оказывают на нас самое сильное впечатление».
Каждому практиканту следует помнить о том, что любое их коммуникативное действие может вызвать эмоциональный отклик, который удивительным образом может повлиять на судьбу ребёнка – причём как позитивно, так и нет, хотя едва ли этот ребёнок сможет вспомнить годы спустя автора фразы.
Ж.Э. Моржало, руководитель кружка
Опубликовано 24 февраля 2022 г.
Перейти в архив всех новостей
|
ДО 85-ЛЕТИЯ КОЛЛЕДЖА:
Поиск по сайту
Последние новости
ТОП-10
|