Вопрос длиною в жизнь

Когда-то в далёкие студенческие годы наши преподаватели изводили нас провокационными вопросами: «Педагогика — это наука или искусство?», «Учитель — это призвание или профессия?», «Педагогами рождаются или становятся?» Поскольку однозначного ответа нет, то мы, точные и конкретные физики, всегда проигрывали со счётом 0:1 или даже 0:25, если в дискуссию вступала вся группа. Однако вскоре наше сознание расширил диалектический материализм, изучаемый в те времена на втором курсе. Мы быстро смекнули, что счёт легко можно исправить в свою пользу, если в вышеприведённых вопросах заменить «или» на «и». Вполне удовлетворённые своей сообразительностью, мы не понимали тогда, что эти вопросы всё равно остались открытыми.

Присутствуя на уроках у наших практикантов, я всегда вижу вполне предсказуемую среднестатистическую картину: от «неважно, однако не опускайте руки» до «мне просто нечего сказать, настолько всё хорошо». И между этими крайностями — большой континуум с его многочисленными вариантами. Однако изредка привычный ход событий нарушают люди, к которым в большей мере применимы такие категории, как искусство, призвание, талант. Такие люди встречаются не очень часто, однако они попадались мне всю жизнь с завидным постоянством. Примечательно, что это не только опытные коллеги, но и практиканты, впервые примеряющие к себе нашу профессию. В прошлом году, например, засияла звезда Ульяны Антипорович, впервые в жизни проводившей урок английского языка. Её изящная и профессиональная работа, сопровождаемая лёгкой смущённой улыбкой «не виноватая я, оно само так получается», заставляли задавать себе всё тот же извечный вопрос: откуда оно всё берётся? А в этом году — очередной сюрприз в лице Анны Лавровой. Теперь уже другая личность, другой характер, другие манеры, но всё то же сбивающее с толку ощущение, что перед тобой педагог с огромным стажем. Что это: опыт прошлых жизней, талант от Бога или неизученный человеческий феномен? Невозможно провести такой урок, руководствуясь лишь одними знаниями, полученными в аудитории. Да, и если анализировать этот урок с методических позиций, то там обязательно найдутся «сучки, задоринки и соринки в глазу». Но вот что будет, если всех "анализаторов" поставить лицом перед учениками? Кто из них идеально сможет осуществить то, чего требует от других?

Воспитательное мероприятие, которое проводила Анна, по иронии судьбы содержало множество элементов английского языка, будучи посвящённым традициям Великобритании. Это я просто к слову, — именно поэтому вспомнилась Ульяна. А вообще никакой «благодарной» тематики уроков не существует и дело, конечно, не в этом. Тогда в чём же? Всякий раз во время подобных уроков зарождаются какие-то мысли, которые собираешься привести в систему попозже, когда будет свободное время. Так получилось и на этот раз. В классе мне было всё «почти понятно». Видимо, сегодня Анна в хорошей психофизической форме и у неё наилучшим образом мобилизовались все внутренние резервы и активизировались все полученные знания. Но когда возвращался со школы, то уже сам себя опровергал: «А как быть с таблеточно-возрастной физической формой, которая не всегда снижает качество работы? Ладно, там присутствует опыт; а сегодня было что? Почему Владислав Лысеня имел в школе успех? Потому что мужчина в школе — редкость и это привлекает внимание? А как насчёт других практикантов мужского пола? Почему Ылмырад Дагданов, плохо говорящий по-русски, покорил весь свой класс и ещё полшколы?» И снова всплывают в сознании всё те же извечные вопросы, на которые у меня нет ответа. Возможно, его и не должно быть в принципе? Возможно, получив такой ответ, человечество остановится в своём развитии? Возможно, вся суть заключается в том, чтобы каждый человек лишь задумывался над этими вопросами и тогда в поисках ответа он будет действовать.

В тот день довелось понаблюдать за работой и других практикантов из этой же группы. Полина Кожич и Карина Костюк тоже проводили воспитательные мероприятия в рамках психолого-педагогической практики. И снова вспомнились картины из прошлых лет. Как-то раз в первой гимназии присутствовал на уроке математики у нашей третьекурсницы. Она была на хорошем счету как в колледже, так и в моём личном представлении. Но, мысленно пересев за парту, я поймал себя на том, что не смог бы в таком режиме обучаться, настолько активность и темперамент учительницы не соответствовали мне, даже если вспомнить свой девятилетний возраст. А её ученики в столь динамичной обстановке не испытывали никакого дискомфорта! Так что каждому — своё. И это тоже одна из проблем педагогики. Кстати, у Полины и Карины атмосфера на занятии была очень даже располагающей и у таких учителей лично я учился бы с удовольствием.

Практика завершилась и в очередной раз показала, что Там Наверху имеется весьма ограниченное количество талантов для раздачи всем и каждому. В связи с этим наша главная задача — культивировать таланты здесь, создавая их достаточный резерв. Тогда, может быть, наших далёких потомков и смогут обеспечить обязательными талантами при рождении. Только вот будет ли их жизнь от этого интересней?

Ю.Н.Загреба, преподаватель физики

Опубликовано 16-17 февраля


Раньше...

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

ДО 85-ЛЕТИЯ КОЛЛЕДЖА:


Поиск по сайту


Последние новости
ТОП-10

На I месте – команда Волковысского колледжа учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»
(18.04.2024)


Диалоговая площадка "Молодежь - знак качества"
(17.04.2024)


VII Открытый Фестиваль Новруз Байрам
(16.04.2024)


Преддипломная практика на специальности «Начальное образование»
(16.04.2024)


Преддипломная практика на специальности «Дошкольное образование»
(16.04.2024)


"Душа ребёнка - чистый лист, рисунок его жизни зависит от вас..."
(15.04.2024)


Почтили память узников фашистских лагерей минутой молчания
(12.04.2024)


В Международный день освобождения узников фашистских концлагерей
(12.04.2024)


Экскурсия для посетителей детского сада
(12.04.2024)


Областные соревнования по баскетболу 3х3 юноши
(11.04.2024)


Еще одно напоминание о войне
(09.04.2024)


Побывали в историко-краеведческом «Музее женщины-матери»
(05.04.2024)




Волковысский колледж
УО "Гродненский государственный университет им.Я.Купалы"
Телефон:(8-01512) 6-77-25, Факс: (8-01512) 5-19-03
E-mail: vk@grsu.by

© 2018. Все права защищены. Регистрационное свидетельство №4141102115 от 20.07.2011

ВЕРНУТЬСЯ НА ГЛАВНУЮ