Открытое занятие по дисциплине "Современный русский язык" в группе 1-42
Если к правде святой
Мир дороги найти не умеет —
Честь безумцу, который навеет
Человечеству сон золотой!
Пьер-Жан Беранже
Давным-давно моя учительница русского языка называла процент лексических изменений через каждые 100 лет. Эти изменения рано или поздно должны привести к полной трансформации языка, сделав его неузнаваемым. В качестве примера приводился церковно-славянский язык, который сегодня воспринимается с трудом. Эволюцию языка она считала естественным и нормальным процессом. В те годы эта естественность и нормальность воспринималась нами так же естественно и нормально.
Понимая сегодняшним умом, что миграция населения, межнациональные и межгосударственные контакты еще больше способствуют изменению языков, нельзя не обратить внимание на двойственность этой эволюции, к которой начала примешиваться деградация. Особенно настораживают заимствование и вульгаризация. Можно обвинять в этом школьные программы, средства массовой информации, ускорение темпа нашей жизни, требующего языковой экономии, но параллельно с такими обвинениями происходит то, что происходит. И происходит «это» не только с языком, но и с сознанием. Ведь известно, что речь и мышление взаимосвязаны, и развитие речи способствует развитию мышления, которое в свою очередь способствует развитию личности. А о чём можно говорить, когда с экрана телевизора льётся языковый примитив, разбавленный англицизмами для придания псевдозначимости?! Чего можно ожидать, когда нечитающая молодёжь механически копипастит в социальных сетях фразы друг друга, а в последнее время и вовсе перебрасывается смайликами?! Нетрудно понять, что будет дальше…
Пока еще есть филологические дисциплины в учебных заведениях. Пока еще есть учителя и преподаватели, способные преподавать эти дисциплины на должном уровне. Пока еще есть заинтересованные учащиеся и студенты. Но давайте посмотрим на тенденции. Сегодняшний открытый урок проходил в группе, которая в последний раз обучается по четырехлетнему плану. Урок проводила преподаватель, которая работала еще в «книжные» годы и может сопоставить их с годами «цифровыми». Однако наступают другие времена. Мы переходим на трехлетнее обучение с неизбежными сокращениями. Так называемые информационные технологии всё больше влияют на сознание, и пока мы видим, что влияют негативно. Компьютерной дегуманизации способствует «как нельзя кстати» подоспевшее коронавирусное дистанцирование. Постепенно уходят на заслуженный отдых опытные преподаватели. Да, у нас есть достойный кадровый резерв. Но найдут ли эти преподаватели общий язык с завтрашним «окейгугловским» поколением? Лично для меня «Современный русский язык» уже содержит какую-то музейно-архивную нотку. К сожалению…
Всё ли так трагично? Да нет! «Окейгугловское» сознание попросту не поймёт, что произошло на самом деле. Ведь это сознание сформировано на новой основе и в новых условиях. Эти условия сильно упрощают жизнь, делая её комфортной. Вот только как сие упрощение повлияет на Homo sapiens — большой вопрос, отвечать на который доведётся самим «окейгугловцам»…
Ю.Н.Загреба, преподаватель физики
Во время открытого учебного занятия по дисциплине «Современный русский язык», учащиеся 1-42 гр. вместе с преподавателем Тамарой Евгеньевной Анган погрузились в «мир односоставных предложений», рассмотрели их практическое значение и применение.
На примере произведений мастеров слова В.Закруткина, А.Фета, Н.Заболоцкого ребята учились более лаконично и выразительно использовать односоставные предложения. Выступая в роли редакторов газеты, смогли отредактировать текст таким образом, что он стал более динамичным, образным и зримым. Поработали с рекламным текстом. И здесь выявили роль односоставных предложений, благодаря которым реклама становится интересной, понятной, оригинальной. Провели исследование газетных статей и пришли к выводу о значимости и огромной роли заголовков. Был сделан вывод о том, что именно от них часто зависит, будет ли прочитана статья. Огромная роль в этом также принадлежит односоставным предложениям.
Таким образом, занятие носило практико-ориентированный характер, способствовало формированию ряда новых компетенций учащихся. Бесспорно, ребята выпускной группы обязательно смогут использовать адаптированный материал занятия, методические приемы, некоторые формы работы в своей практической деятельности.
Е.В.Живица, председатель ЦК социо-гуманитарных дисциплин
Опубликовано 13 ноября 2020 г.
Перейти в архив всех новостей
|
ДО 85-ЛЕТИЯ КОЛЛЕДЖА:
Поиск по сайту
Последние новости
ТОП-10
|